Бытует мнение, что пока человек сам себя не полюбит, окружающим тоже сложно будет это сделать. Так ли это на самом деле? Для чего себя любить и с какой силой, именно об этом моя статья.

 Все мы слышали о таком понятии, как самооценка. О том, что она бывает высокой, низкой. Чтобы у нас с вами было одно понятие про самооценку, давайте разберемся с тем, что это такое. Самооценка- оценка самого себя. Это некоторый образ себя, отношение к себе. Но этот образ себя не статичен, он постоянно меняется, он может быть одним до важной встречи и совсем другой уже после нее. Из этого можно легко догадаться, что самооценка, образ «Я» связан не только с собственными представлениями, но и с представлениями других людей. А если самооценка связана с другими людьми, то стоит понимать о том, что другие люди могут ее повышать или понижать. Как же это происходит?
 Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.
 Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

 Что же полезного делает самооценка? Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка очень тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается  избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
 Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
 Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в  случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
 В общем понято, что самооценка – вещь нужная, а если она не занижена, то такому человеку и жить легче.
А если она и заниженная, то все вполне поправимо.  Для того, чтобы понять как именно можно влиять на самооценку, управлять ей, нужно прежде всего знать, откуда она берётся. То есть как и когда она возникает.
 Начинает формироваться самооценка тогда, когда возникает сознание, когда возникает мышление. И первая стадия возникновения мышления. Оно формируется во младенчестве и доминирует до полутора, двух лет. Это база, на которой формируется самооценка, это первый этап её формирования. Такой период, когда малыш и мама еще один организм (не физический), т.е. ребенок еще ничего не может делать самостоятельно, все потребности удовлетворяет мама.
 И на этом этапе малыш скорее ориентируется на то, какое место занимает мама в системе окружающего мира. Как к ней относятся, в безопасности ли она. На сколько значимо ее место. Такое комплексное представление и формирует первичную самооценку. Эта первичная самооценка в дальнейшей жизни, если и будет меняться, то только по типу коррекции, оставаясь при этом на индивидуальном базовом уровне, сформированном именно в этот первый период появления и формирования мышления. Когда самооценка формируется во вражде внешнего мира с системой мама-малыш. Тогда бывает и так, что малыш может сформировать первичное эмоциональное представление о внешнем мире как о враждебном. И комплиментарно о себе самом – как о лишнем, как о не нужном, не принятом, отстранённым от мира. Тогда формируется эмоциональный холод, он запечатлевается день за днём и доминирует остаток жизни как выраженная личностная особенность.
 Следующий этап формирования самооценки совпадает со вторым формированием мышления. Если до этого у ребенка было наглядно- действенное (манипулирую с предметами, которые вижу), то к полуторо- двум годам начинает формироваться наглядно- образное мышление (ребенок уже может манипулировать не только конкретными предметами, но и образами по памяти). Самооценка в этот период жизни стабилизируется, закрепляется. Наиболее влиятельные на закрепление самооценки- родители. Отделение по типу я это я, а мама это мама, а папа это папа происходит далеко не сразу. Но такое отделение уже начинает возникать.
 Взаимоотношения родителей с внешним миром, в силу невозможности полного отделения, воспринимается как личные взаимодействия я-малыша с внешним миром. Если папа молодец, то это означает только то, что я-малыш молодец. Если мама любима папой, то это означает только то, что я-малыша любимо. И так далее.
 И именно в этом возрасте существует опасность формирования «комплекса неполноценности».
Комплекс неполноценности является основой количественно заниженной самооценки и качественно неадекватной самооценки. Каким образом?
Любая негативная информация об одном из родителей становится для малыша негативом о себе самом и встраивается в его личность навсегда. День за днём, раз за разом.
 Бывает так, как общий пример: в кризисные периоды семейных отношений родители проявляют неприятие друг другом, вплоть до регулярных демонстративных взаимо-обвинений. Это прямой путь формирования такого комплекса у ребёнка, невольно и неизбежно вовлечённого в конфликт. Такое косвенное вовлечение только может показаться «косвенным», ребёнок прямой участник такого типового конфликта. Он формирует свою самооценку, поэтому участие его ни как не косвенное. Ещё раз повторимся: малыш попросту не способен ещё понять, что мама или папа могут жить независимой от него жизнью. И малыш воспринимает любую информацию об одном из родителей только как о себе самом и негативную информацию особенно тщательно. Так же тщательно как если бы родители прямо говорили своему ребёнку, что он плохой.
 Ну и наконец, третий этап формирования самооценки совпадает с формированием абстрактного мышления (предподростковый образ). Самооценка в этот период претерпевает третье, последнее изменение. Переоценка себя происходит скорее интеллектуально, т.е. человек скорее оценивает свои поступки и действия, а не свои чувства и эмоции. При помощи логики, вырабатываются новые стратегии поведения, которыми человек может пользоваться до старости. И вот здесь самооценка действительно начинает меняться. Когда человек начинает эмоционально реагировать на новые схемы своего поведения. Но это не отменяет базовой «детской» самооценки, которая остается на всю жизнь.
 Но ведь способность формировать новые стратегии поведения при помощи интеллекта – это уже не мало. Кроме того всегда есть возможность осознанно пережить новый эмоциональный опыт соответствующий ситуациям, в которых раньше возникали трудности с самооценкой, запечатлеть новый алгоритм чувственного опыта накладывая его на детский.
 Влияние на самооценку – тема необходимая. Качество жизни человека прямо зависит от вида индивидуальной его самооценки. В нашем распоряжении только один прямой инструмент – интеллект. Прямо повлиять на эмоционально-чувственные механизмы человека при помощи интеллекта невозможно. Но можно изучая чувства, возникающие в определённых жизненных ситуациях, влиять на их осознанное переживание, это как минимум. И дальше можно учиться получать новый эмоциональный опыт. А ведь именно он является базой самооценки. И это уже только практическая работа.