В процессе воспитания и обучения детей в детских садах и школах все чаще можно услышать про индивидуальный подход к каждому ребенку. И это не может не радовать. Но действительно ли мы настолько индивидуальны и если это так, то как ищутся эти подходы. Понятно, что если человек вам близок или хорошо знаком вы точно знаете, как он будет реагировать на то или другое ваше слово. Вы знаете как и где лучше ему рассказывать  не очень приятные новости, и также как и где радоваться вместе. И то что вы делаете основано на изучении его привычек и реакций за длительный промежуток времени. И чаще всего это безошибочные действия. Но кроме близких и хорошо знакомых людей нам приходится общаться и с малознакомыми, а иной раз и с людьми, которых мы видим впервые.  И вот тут появляются мысли: о чем с ним(с ней) говорить, как говорить, что говорить, а что нет и т.д. Похоже, что подобные вопросы тревожили людей и раньше, намного раньше.  Термин  характерология, был введён немецким философом-идеалистом Юлиусом Банзеном (1830 – 1881) в книге «Очерки по характерологии». Который, кстати, утверждал, что мир, является алогичным и, отсюда, вытекает его непознаваемость и неспособность поддаваться общественному усовершенствованию. Применительно, к человеку, в целом, можно сказать то же самое – каждый человек, это целый мир.
 Однако, основателем характерологии, всё же, является другой учёный  и писатель, Теофраст, автор труда «Характеры». Он был учеником Платона, который ранее, дал определение характеру как типу поведения человека в социуме. Теофраст, в «Характерах», дал краткое описание наблюдаемых им различий в поведении и личности людей. Так, например, в его книге, «Притворщик – это такой человек, который, подходя к врагам, хочет скрыть свою ненависть», а «Деревенщина – это такой человек, который, отправляясь в  народное  собрание, напивается болтушки, и говорит, что даже миро пахнет не лучше  лука.  Он носит обувь, которая ему велика. Говорит громко. Друзьям и  домашним  он  не доверяет, а с рабами советуется о самых важных делах». В общем, здесь были даны описания, языком простым и, конечно же, в рамках своего времени, а это, примерно, V век до нашей эры.
 Позже интерес к характеру человека не пропадает, появляются все новые и новые учения. От известных нам 4х типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), до 13 и больше. И каждый ученый, философ, психолог непременно утверждал, что именно его мнение о характерологии верно.
 Учёные вычленяли и давали описание множеству различий между людьми. До сих пор ведётся множество научных дискуссий о том, сколько же вариантов характеров существует на самом деле и можно ли их классифицировать.
 Сейчас у нас есть огромное количество вариантов характерологий, но все они сходны в том, что не бывает никогда чистого психотипа (характера). Если говорить о 4х известных нам темпераментах, то не бывает чистого холерика или чистого флегматика. И это то что важно помнить при изучении какой либо теории о психотипах.
 Я хочу познакомить вас с близкой мне теорией, которую ввел российский гештальт терапевт Даниил Хломов.
Для описания составляющих частей личности человека он вводит понятия: тип личности (их всего 3)

  1. Шизойдный
  2. Нарциссический
  3. Невротический

Слова могут показаться страшными, но ничего страшного в них нет, это абсолютно не диагнозы, а лишь удобные для него, как гештальт- терапевта термины.
Думаю, что лучше, чем он сам, никто не раскроет суть его концепции. Поэтому обратимся к его статье:
«Представьте себе Змея-Горыныча. Как известно из сказки у этого персонажа три головы - и эти три головы есть у него постоянно, пока он в добром здравии. Попробуйте представить себе жизнь Змея-Горыныча с этими тремя головами - Вы наверняка фантазировали в детстве. Когда кто-либо будил 3мея Горыныча в сказке, то обычно просыпалась вначале одна голова - наверное самая тревожная и вступала в переговоры. Или, определив что этот Иван Царевич весьма опасен, будила другую - более зубастую голову, или третью - более рациональную. В переговорах три головы тоже ведут себя по-разному: например они могут обращаться только к Ивану Царевичу или еще говорить между собой, или не понравилось что-либо одной голове, а она толкает другую, чтобы та отвечала и так далее.
Теперь заменим эти три головы на три основные линии развития; эти линии - шизоидная, нарцистическая и невротическая составляющая личности. Одно из основных предположений состоит в том, что все эти три составляющих, в большей или меньшей степени присутствуют в личности каждого человека. И тогда каждый из нас представляется эдаким Змеем-Горынычем у которого есть "шизоидная", "нарцистическая" и "невротическая" головы. И соответственно на каждое событие происходящее в мире эти головы реагируют по разному и по разному ведут себя в работе с психотерапевтом. Одна и та же проблема может быть по разному изложена этими тремя головами и, соответственно, и мои действия могут быть адресованы в большей степени одной из голов. Так, например, сейчас, когда вы читаете этот текст, ваша нарцистическая составляющая может реагировать приблизительно так: "Ну-ка, посмотрим, что за билиберду написал этот Хломов. Наверное, он мнит себя большим теоретиком" и т.д. Ваша шизоидная составляющая может отреагировать следующим образом: "Хорошо, что здесь есть схема и система - сейчас я попробую разобраться". А реакция невротической части может быть приблизительно следующей: "Я же этого не знаю ... Мне очень не хватает этого в моей работе...".
 Теперь давайте обратимся к описанию каждой головы или к описанию каждой составляющей личности.

Шизойдный тип.

Люди шизойдного типа не похожи на окружающих. Они как бы оторваны от реального мира. Понять как шизойд видит мир очень не просто. То что многие считают мелочами, для них может иметь огромный смысл. Внешне шизойд выглядит спокойно, очень трудно понять какие эмоции он испытывает. В отношениях шизойд замкнут, избегает конфликтов. В профессиональной сфере часто встречаются в таких профессиях, как: поэты, философы, коллекционеры.

Нарциссический тип.

Самооценка нарцисса зависит от мнения окружающих, поэтому в своей деятельности такие люди часто перфекционисты. Они стремятся оказаться в центре внимания, для того, чтобы выстраивать свою самооценку. Часто живут в крайних точках- я ничтожество – я грандиозен. В отношениях нарциссы обесценивают других и сами отношения.
 Пренебрежительное отношение к нуждам окружающих и частый отказ от соблюдения норм человеческого общежития ради собственных потребностей делает их межличностные контакты хрупкими. Симпатия к другим обычно лишь стимулируется в манипулятивных эгоцентрических целях. В профессиональной сфере, это: спортсмены, журналисты, телеведущие

Невротический тип.

Люди невротического типа зависимы от других, от обстоятельств. Они постоянно нуждаются в опоре. Предъявляют свою беспомощность. Больше всего боятся чувства одиночества. Стремятся удержаться в контакте, при этом редко беря ответственность на себя. Много отреагируют на других своей эмоциональной частью (сопереживают).
 Вот примерно так описывают три составляющие нашей личности. И в каждом из на сесть все три составляющие. Возвращаясь к статье Хломова, хочется отметить еще один интересный момент, про то как устроено взаимодействие этих составляющих.

 «Чаще всего на приеме у психолога или психотерапевта проблема заключается не в той проблеме, которую излагает одна «голова», а в том, что есть «другая» голова, которая пока не может себя выразить. Пациента привела ко мне неудовлетворенная "голова" но она не может выразить и осознать свои потребности. Поэтому чаще всего ее интересы представляет другая "голова". Например, пациенту страшно и одиноко, но приходя на прием он начинает интеллектуальное состязание под девизом "Да я и сам все понимаю". Или испытывая действительное желание конкурировать он начинает расхваливать мои терапевтические способности и говорить о глубине и важности наших отношений. В последнем случае реальное стремление относится к нарцистической составляющей, однако эта часть лишена "права голоса" и выражает себя через невротическую составляющую. Естественно потребность, которая лежит в основе этого поведения, не удовлетворяется - вместо достижения активность человека направлена лишь на разрядку напряжения. И тогда, в результате этой деятельности, вместо удовлетворения или радости человек получает лишь усталость.»
 Проще говоря, если личность гармоничная, то все три головы будут излагать одну и ту же проблему так, как она есть. Но если происходит дисбаланс, часто возникают проблемы, которые ими не являются и наоборот есть проблемы, которых личность не касается, в результате чего она, эта сама проблема не видимо для человека будет мешать ему выстраивать благополучную и счастливую жизнь.