Специально не употребляла слово аэрофобия, потому что фобия это другое. Сразу хочу разделить эти два понятия. Есть интенсивный страх полетов, когда человек все таки летает в самолетах, при этом переживает различные по своей интенсивности переживания, которые он может осознавать. И есть фобии, при которых человек либо не летает вообще, либо если летает, то его сознание "схлопывается" при раскручивании своего страха.

Так вот я не про фобии, а про интенсивные страхи.

Первое, что полезно сделать это определить чего именно в полетах страшно. А это может быть: не возможность контролировать процесс, замкнутого пространства, высоты, наличие в самолете террористов и т.д.

Вот уже мы имеем не сборную солянку "страх полетов", а отдельные ее ингредиенты, их в работу и возьмем, каждый отдельно.

Второе - попытаемся выяснить имеет ли этот страх под собой какую- либо ситуацию, если да, то можно проработать ее, "прожить" заново. Иногда я предлагаю клиентам следующую технику: я предлагаю клиенту "снять фильм" про травмирующую ситуацию. Клиент вспоминает свою историю, важны мельчайшие детали этой истории. Далее мы разбиваем эту историю на кадры. Каждый кадр клиент может прорисовать, потом рассказать или просто рассказать, важно чтобы он обращал внимание на свое внутреннее состояние, как то что было тогда, так и то, что с ним сейчас. Затем каждый кадр мы можем назвать и "убрать на полку".

Третье - важно научиться владеть телом. Клиентам я предлагаю обращать внимание на позу, когда им страшно, на то как они дышат. Как правило клиенты обнаруживают, что их ноги подогнуты. не касаются земли, дыхание учащенное, они начинают метаться. С этим и работаем в дальнейшем, следим за тем, чтобы дыхание было ровным и по возможности достаточно глубоким, проверяем, чтобы ноги были устойчивы, т.е. касались пола.

Кроме того, формирование страха и его поддержка устроены так, что человек, который боится будет искать факторы, которые будут подпитывать его страх (информацию о том, как и сколько самолетов упало и прочую подобную), поэтому важным считаю не обесценивать то, какую информацию находит клиент, но и обращать его внимание на другую сторону реальности: статистика приземлившихся самолетов, рассмотрение карты полетов и т.д.