Ни для кого не секрет, что формирование личности начинается в раннем детстве, даже в младенчестве. С первых дней жизни перед ребенком стоит ряд задач, выполняя которые он, а вначале он и мать формируют те или иные черты характера. Весь период формирования личности можно условно разделить на три этапа:

1. От 0 до 6и месяцев. Можно разделить на период от 0-3х месяцев и от 3х до 6и месяцев

2. От 6и месяцев до 2х лет. Который в свою очередь можно поделить на: от 6и мес. до 15и мес. и от 15 мес. до 2х лет соответственно

3. С 2х до 3х лет

Каждый этап развития, как я уже писала выше ставит перед малышом определенные задачи, которые он решает по разному. Какие- то успешно, какие-то возможно не очень. Все это формирует определенные черты его характера. Теперь о каждом этапе подробнее:

От 0 до 3х месяцев решается одна из важнейших задач: задача жить. В этот период ребенок и мать хоть уже и не один организм, но по-прежнему только она может удовлетворить его потребности. Показывая тем самым, что он имеет право на жизнь. С 3х до 6и месяцев главная задача: задача быть. В этот период ребенок особенно нуждается в близости со взрослым. Чем больше будет этой близости, тем проще будут решаться эти задачи. Ребенок чувствует, что его принимают, что он нужен, что он имеет право на потребности, выражая их криком и видя, что эту потребность удовлетворяют.

От 6и месяцев до 15 месяцев. Начинается период сепарации от родителей, который продолжается до 3х лет. В этот период начинается этап раннего и полного исследования. Он связан с задачей: научиться отличать себя от мира. Если на этом этапе близкие люди начинают держать дистанцию при проявлениях ребенка (капризы, плач и т.д.) , такое поведение в последствии формирует чувство вины. После того, как ребенок начинает ползать, ходить, он начинает встречаться с первыми запретами. Таким образом ребенок исследует границы личности и границы близких ему людей.

От 15и месяцев до 2х лет перед ребенком стоит задача: принятие границ. Родители могут помочь ребенку решить эту задачу, принимая и признавая его чувства. При этом если границы ранее обозначенные ребенку вызывают его злость или недовольство, то и в этом случае наилучший вариант поведения: признание чувств ребенка, на базе того, что его любят. Но границы соблюдать стоит.

С 2х лет до 3х лет происходит этап полного отделения. Ребенок уже не Мы, он становится Я. Важная задача этого периода: формирование постоянства объекта. Т.е. ребенок может кому-то нравиться, а кому-то нет, он может подходить и не подходить. Но он все равно хороший.