Гештальт- терапия,  как говорил ее отец-основатель Фриц Перлз «слишком хороша, чтобы к ней прибегали только в случае болезни или отклонений» он также называл ее «терапией здоровых людей». Современный гештальт- подход используется в работе с семьями и парами, в индивидуальной терапии и консультировании, в групповой терапии, в работе с организациями.   Он доступен всем людям.

Само название «гештальт» с немецкого языка переводится, как «образ», «целостность». Гештальт- терапевты рассматривают поведение человека в контексте жизни человека, в контексте его окружения (организм и среда его питающая).

Гештальт- терапия помогает человеку восстановить контакт с окружающей средой. Иными словами основное внимание уделяется осознаванию потребностей и способам их удовлетворения. В жизни человека случается, что не все потребности могут быть удовлетворены, к примеру люди боятся показать свою злость, фантазируя что она разрушит отношения; кто-то глотает обиду, не решаясь дать отпор; кто-то уверен, что необходимо всегда быть в напряжении, потому что в детстве его стыдили за то что он не собран и т.д. Иногда человек забывает про них, но непроявившиеся чувства и эмоции, незавершенные ситуации продолжают жить в человеке и могут возникнуть в самых неожиданных ситуациях. Например: клиентку в начальной школе пристыдила учительница перед всем классом, за то что она (клиентка) порадовалась, что одноклассник ей подарил подарок. Клиентка тогда испытала интенсивный стыд. Во взрослой жизни клиентка не принимает подарков от мужчин, потому что боится испытать интенсивный стыд снова.

Задача гештальт- терапевта не заключается в том, чтобы решать проблемы клиента, двигать его куда-то где он не находиться, скорее означает помочь человеку понять КАК он устраивает мир в котором он живет, заинтересоваться фактом создания этого мира и попытаться понять, что с ним происходит в данный момент его жизни, какое у него отношение к этому. Это не значит, что терапевт знает больше клиента, скорее наоборот, это мир, который строит клиент, а значит он в нем более компитентен. И гештальт- терапевт скорее должен помочь клиенту обнаружить самого себя в своей жизни.

Дж. Зинкер выделил положения о полезности гештальт- терапии:

  • Гештальт- терапия учит осознавать свои потребности и развивает способы их удовлетворения своими силами, не ущемляя права других;
  • С помощью гештальт- терапии человек продвигается к более полному контакту со своими ощущениями; научается видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус, осязать, т.е. наслаждаться всеми аспектами своего бытия;
  • Человек научается принимать ответственность за свои поступки и их последствия;
  • Чувствует себя комфортно при осознании своих фантазий и их выражении;

Гештальт- терапию часто называют терапией действия, в ней важен не столько анализ поступков, диалог терапевта- клиента, сколько важно чувствование здесь и сейчас, проживание опыта в текущем времени. Часто гештальт- терапевты предлагаю проиграть ситуацию из прошлого, осознать ее сейчас и увидеть то, что не возможно увидеть, когда рассказываешь. Это все равно, что когда я в красках рассказываю о прекрасной природе, могу вспомнить, как мне там было хорошо, порадоваться своему опыту, но совсем другое дело, когда я в ней нахожусь, вижу ее, чувствую запахи, слышу пение птиц, испытываю гамму разнообразных чувств и эмоций.

Хотелось бы завершить свою статью современным вариантом известной гештальт- молитвы, которую подарил нам Ф. Перлз и позже переработал Х. Букай:

 

"...Это я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит. Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред. Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящем.

Я должен осознать тот резонанс, который имеет мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю. Я не говорю, будто я могу управлять всем происходящим со мной, - нет, но я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому.

Я не могу контролировать мнение всех окружающих, но могу контролировать свое. Я могу свободно распоряжаться своими поступками.

Мне следует решить, как я буду действовать. С моими ограничениями, с моими бедами, с моим невежеством, со всем, что я выучил и что знаю. Принимая во внимание все это, я должен решить, как поступить наилучшим образом. И мне следует поступить именно так.

Мне следует познать себя лучше, чтобы знать свои ресурсы.

Мне следует полюбить себя настолько, чтобы наделить себя привилегиями, и знать, что это мое решение.

Тогда я приобрету нечто, что приходит с автономией и является обратной стороной свободы: отвагу. У меня будет отвага, чтобы действовать, как мне диктует мое сознание, и платить за это."