Не каждая наша потребность находит удовлетворение. Иногда это случается из-за внешних обстоятельств: потребность не может быть удовлетворенна, потому что потребности среды, не всегда совпадают с потребностями человека. И с этим точно ничего нельзя поделать. Задача психотерапии в другом, в том, чтобы клиент научился распознавать свои потребности и умел их реализовывать. Неумение распознавать потребности, неумение реализовывать свои потребности- происходит как раз таки из-за различных сопротивлений. Чаще можно наблюдать, что у человека есть один- излюбленный механизм, которым он пользуется, например проекция. Другие конечно ему тоже доступны, но их он использует реже.

Сопротивление не всегда, а точнее очень редко, осознается человеком. Оно становится частью поведения, привычкой. Скорее замечается, что, что-то идет не так. ( Я хочу выти замуж, но почему- то самые длительные отношения, это всегда отношения с замужним мужчиной.)

В гештальт- терапии можно встретить другое название сопротивлениям- защита или сопротивление- адаптация, т.е. любое сопротивление, когда-то было очень полезным и позволяло удовлетворять потребность, но меняется время, окружение человека, обстоятельства, а значит работающие тогда, в прошлом схемы могут не подходить.

Мне нравиться пример, который приводит Наташа Лебедева про случай с гаишником: несправедливо остановленный водитель испытывает гнев, и его потребность восстановить справедливость путем "дать гаишнику в морду". Но поскольку, он хочет сохранить права, он дает не по морде, а взятку. отъехав он злобно припоминает чью- то мать, восстанавливает дыхание и продолжает свой путь...
Очевидно, что водитель не тестирует сегодняшнюю реальность, а поступает привычным и проверенным способом, хотя не известно, что произошло бы, если б водитель отстаивал свою невиновность.

Но в данной ситуации поведение водителя вполне осознанно и вполне работает, так что нет особого смысла здесь что-то менять. Но, как я писала выше, сопротивления чаще не дают сделать осознанный выбор и скорее "заводят в тупик"

Конфлуэнция
Чтобы потребность человека могла сформироваться и удовлетвориться, необходимо, чтобы она была осознанна, отделена от других потребностей, замечена. Этот процесс может нарушаться, если человеку трудно заметить или выделить одно из своих переживаний (помните, любимый вопрос психолога: что вы сейчас чувствуете? Вот он, как раз помогает не слиться со своими переживаниями). Также если человек не может отделить себя от другого человека. В первом случае, мы имеем в виду слияние 1 рода, а во втором о слиянии -2 рода.

Конфлуэнция 1 рода, переживается человеком, как некоторая энергия, которая возникает, но в силу, того, что человек ее не осознает, он либо подменяет свою потребность, либо и вовсе старается ее не замечать. На вопрос психотерапевта/психолога: "Что ты сейчас чувствуешь?", такие клиенты часто говорят: "Не знаю".

Этот вид защитного механизма позволяет не погружаться в тревожные переживания, не осознавать чего- то. И в этом смысле, он действительно "защитный". Однако, он может серьезно навредить, когда проявляется в ситуациях, где требуется осознать у удовлетворить потребность.
Так например, перед собеседованием молодая женщина, чувствует, что- то в теле, что-то что осознать она не может, идет ест- помогает.
Работающий способ, теперь она ест, каждый раз, когда чувствует это что-то. Через пару лет, замечает, что набрала килограмм 20. А остановиться есть не может, потому что заедает: тревогу, сексуальное влечение и еще кучу всего, что уже давно перемешалось в одно ощущение.

Конфлуэнция 2 рода, про то, что человек не может отделить себя от другого. Свои потребности заменяются чужими. Простой пример, знакомый многим: пошел пообедал, пришел на работу, а там друг/подруга зовет обедать, и вроде голода нет, но как не пойти, хоть чай попью. В результате и чай и булку сверху.

Часто подобное слияние можно наблюдать у родителей, чаще мам, которые приходя на прием к врачу, сообщают, что у НИХ болит животик. Или чего- то еще случается с ними. С одной стороны такое слияние понятно и было оправданно, действительно мать и ребенок долгое время- единый организм. Но это слияние понятно, когда это единый организм, а не два отдельных человека.
Механизм, который у всех на слуху- проекция. Проекция- это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю другим людям или объектам. Это могут быть: мысли, чувства, ценности, идеи, переживания и т.д.

Проекция
Очень сложно представить человека без проекций, каждый раз, когда мы опираемся на свой опыт- мы проецируем. Наши мечты, планы - всё это проекции. Когда мы говорим, спрашиваем у партнера: "Ты расстроился?" или "Тебе радостно?", мы имеем в виду: "Я бы в такой ситуации расстроился", "Мне кажется, ты радуешься, потому что сам я радовался бы, будь я на твоем месте сейчас". Проекция, это наше зеркало.

Но, как и любое сопротивление и проекция имеет "другую сторону медали". Если уж совсем лезть в дебри, то выделяют 3 вида проекций:
- Зеркальная. Когда человек приписывает другому свои мысли, чувства, качества, которыми он обладает и принимает их в себе. Пример: Семейная пара, жена рассказывает про мужа: "Конечно он хочет, чтобы я приходила с работы, заботилась о нем, кормила, обнимала". Муж, удивленно: "Да? А я думал, этого хочешь ты. Я просто не хочу, чтобы ты обижалась, что я смотрю телевизор"

Клиентка на сессии рассказывает, что у нее мало подруг, что и те не хотят ее видеть. Задаю вопрос: "Как ты узнаешь, что они не хотят тебя видеть?" Клиентка: "Ну мне было бы скучно общаться с такой, как я"

- Проекция катарсиса. Когда человек, приписывает другому те переживания, качества, мысли, которые не хочет принимать в себе. Вспомните, может человек, который вас очень сильно раздражает, чем-то похож на вас?

- Дополнительная проекция. Когда человек приписывает другим чувства, качества, которыми он может оправдать свои собственные, особенно те, которые признавать не хочет.

Интроекция
Интроекция- это обратный процесс проекции. Если в проекции, процессы, которые происходят у человека приписываются окружающим, то при интроекции происходит - наоборот.

Человек присваивает себе привычки, чувства, процессы других людей. Это безусловно полезный механизм. Именно благодаря интроекции малыш научается, действовать в опасных и трудных ситуациях, копируя поведение взрослых. Интроецирует социальные рамки (мальчики хорошие- делают то-то), интроецирует как усваивать информацию ( давай быстрее, долго думаешь).

Почему же интроекция называется сопротивлением? Потому что меняется время, меняется человек. Те установки, рами, убеждения, которые он приобрел в детстве, и которые были полезны тогда, могут начать не только быть бесполезными, но сильно мешать.

Сколько женщин не могли построить счастливую семейную жизнь из-за интроекта: "Женщина должна быть прежде всего хорошей хозяйкой". Или такой интроект: "Брак должен быть один и на всю жизнь. Терпи" А чего ради терпеть? Особенно, когда супруг в таких парах может и ударить. Или "мужские" интроекты: "Ты должен быть послушным мальчиком", самый наверное распространенный интроект: "Мужчины не плачут" (а еще ничего не чувствуют).

Попробуйте у себя отследить подобные интроекты. Все те фразы, которые начинаются со слов: "я должен/ должна", скорее всего, вы это слышали от какого- то важного для вас человека. Попробуйте изменить "Я должен " на "Я хочу". Хотите ли вы этого сейчас? Важно ли это для вас сейчас? Чего все таки хотите вы?

Ретрофлексия
Если очень кратко, то это: то, что я хочу сделать другому- я делаю себе. Иначе говоря, те чувства, переживания, которые по каким-то причинам не могут быть размещены в контакте, заворачиваются на себя. Термин буквально переводится, как "поворачивание к себе".

Все психосоматические проявления организуются ретрофлексией. Энергия, которая не получила выход, так и осталась в границах человека, становиться разрушительной.

Если говорить о полезности данного сопротивления, то конечно ретрофлексия помогает сохранять контакты. Не все импульсы, которые появляются в контакте с другими стоит воплощать в жизнь, действительно некоторые из них могут быть разрушительными.

Еще раз хочется напомнить про то, что все сопротивления есть у нас и они выполняли и продолжают выполнять полезную работу. Но вместе с тем, именно сопротивления прерывают удовлетворение наших потребностей.

Со всеми сопротивлениями можно и иногда нужно работать, и здесь совершенно точно, самостоятельная работа не даст результатов.